Самая чудовищная
авиакатастрофа в истории авиации
583
человека
погибли или были смертельно ранены 27 марта 1977
г. после столкновения двух
самолетов Боинг 747 на взлетно-посадочной полосе в
аэропорту Лос-Родео, Тенерифе, на Канарских островах.Это проишествие
стало крупнейшим в истории гражданской авиации.
Канарские
острова
расположены в Атлантическом океане,
недалеко от западного побережья Африки, между
27 и 29 градусами
северной широты и между 13 и 18 градусов западной долготы. Это острова
вулканического происхождения. Тенерифе распологается в центре
архипелага и
составляет 81 км в длину и 45 км в ширину.

Boeing 747-121 PanAm, летевший чартерным рейсом из Лос-Анджелеса в
Лас-Пальмас, был в воздухе в течение восьми часов. На борту
находилось 396
человек, в том числе 16 членов экипажа. Капитан был
раздражен, поскольку он не получил разрешение на посадку в Лас-Пальмас.
Двумя часами ранее там взорвали бомбу , и аэропорт был закрыт на
ремонт.
747-му было предложено посадить лайнер на Тенерифе в 70 км к западу от
Лас-Пальмас. Капитан и пассажиры были недовольны этим, но другого
выбора не было.
747му PanAm была предложена четвертая стоянка, за KLM
747. Самолет KLM являлся так же чартерным рейсом (KLM 4805). Он
приземлился 45 минут
назад, имея 248 человек на борту, в том числе 14 экипажей. Его капитан
нервничал: очень строгий голландский регламент запрещает экипажу
превышать квоту летных часов. В случае, если самолет не взлетит в
ближайшее время, капитана KLM будут ждать серьезные неприятности.
В 14:30 GMT, хорошая
новость:
Тенерифе-контроль проинформировал все соответствующие рейсы о
том,что аэропорт
Лас-Пальмас только что вновь открыл свои двери. Диспетчер руления
сообщил командиру PanAm, что для
того, чтобы ускорить взлет можете следовать прямо за KLM
747.Капитан PanAm согласился.
Однако здесь, в
Тенерифе,погода
ухудшилась: сильный туман скоро покрыл аэропорт. Видимость упала
до нескольких сотен метров (300 футов). В 16-51, 747 KLM
был разрешен запуск двигателей. В 16-52, 747 PanAm так же
запросил
разрешение на запуск . Ответ контроль башни был следующим:
16:52 (Тенерифе-вышка) - PanAm 1736, Вам разрешен запуск. Для вашей
информации, вы должны
будете следовать за другим 747 и покинуть взлетно-посадочную полосу
по третьей РД слева от вас.
KLM должен был
возвратиться к концу взлетно-посадочной полосы, сделать разворот и
сообщить о готовности к взлету, а PanAm освободить взлетно-посадочной
полосу по РД3, чтобы обеспеспечить взлет KLM, Это считалось самым
простым решением с учетом интенсивного
движения в аэропорту.
В 16-55, голландцы достигли взлетно-посадочной полосы,
американская 747 в нескольких сотнях метров позади него. Туман
становился все плотнее: 747е не могли видеть друг друга, и ни один борт
не был виден из диспетчерской.Видимость составляла менее
200 метров.
Переговоры диспетчера вышки с пилотами обоих бортов за несколько минут
до трагедии. В оригинале на английском языке. Недопонимание
пилот-диспетчер стало одной из причин авиакатастрофы.После этого
инциндента МАК пересмотрел стандарты общения между пилотами и
диспетчерами.
17 :01 :57
(PanAm first officer) – Tenerife the Clipper one seven three six.
17 :02 :01 (Tenerife control tower) – Clipper one seven three six
Tenerife.
17 :02 :03 (PanAm first officer) – Ah. We were instructed to contact
you and also to taxi down the runway, is that correct?
17 :02 :08 (Tenerife control tower) – Affirmative, taxi into the runway
and -ah leave the runway third, third to your left.
17 :02 :16 (PanAm first officer) – Third to the left, OK. Background
conversation in the control tower made it difficult for the crew to
hear the instructions.
17 :02 :18 (Mecanician) – Third he said?
17 :02 :19 (Captain) – Three?
17 :02 :21 (Tenerife control tower) – -ird one to your left.
17 :02 :22 (Captain) – I think he said first.
<17 :02 :26 (First officer) – I'll ask him again.
17 :02 :32 (First officer) – Left turn.
17 :02 :33 (Captain) – I don't think they have take-off minimums
anywhere right now.
17 :02 :39 (Captain) – What really happened over there today?
17 :02 :41 (PanAm employee) – They put a bomb (in) the terminal, Sir,
right where the check-in counters are.
17 :02 :46 (Captain) – Well we asked them if we could hold and -uh- I
guess you got the word, we landed here.
The controller was next heard talking to the KLM jumbo crew.
17 :02 :50 (Tenerife control tower to KLM 747) – KLM four eight zero
five how many taxiway -ah- did you pass?
17 :02 :55 (KLM 4805) – I think we just passed charlie four (fourth
one) now.
17 :02 :59 (Tenerife control tower) – O.K. ... at the end of the runway
make one eighty and report -ah- ready -ah- for ATC clearance.
Both aircraft were still backtracking down the runway, but the PanAm
747 was lost in the fog, the latter making it very difficult to spot
the exit taxiways. The control tower had confirmed earlier that the
aircraft must exit the runway into the third taxiway.
17 :03 :48 (Tenerife control tower) – ...er seven one three six report
leaving the runway.
17 :04 :59 (Tenerife control tower) – -m eight seven zero five and
clipper one seven ... three six, for your information, the centre line
lighting is out of service.
17 :05 :45 (First officer to the control tower) – Uh, the KLM ... four
eight zero five is now ready for take-off ... uh and we're waiting for
our ATC clearance.
17 :05 :53 (Tenerife control tower) – KLM eight seven zero five uh you
are cleared to the Papa Beacon climb to and maintain flight level nine
zero right turn after take-off proceed with heading zero four zero
until intercepting the three two five radial from Las Palmas VOR.
17 :06 :09 (KLM first officer) – Ah roger, sir, we're cleared to the
Papa Beacon flight level nine zero, right turn out zero four zero until
intercepting the three two five and we're now (at take-off ??).
The 747 obtained clearance, but was not allowed to take off as yet.
However, its captain, in a hurry, started advancing the throttle,
having forgotten that another aircraft was still taxiing down the
runway. The stressful situation was probably to blame.
17 :06 :13 (Captain) : We gaan. (We're going)
17 :06 :19 (Tenerife control tower) : OK
The Panam first officer was talking simultaneously :
17 :06 :19 (PanAm first officer) : No .. eh...
he controller was struck by a sudden doubt. He reminded the KLM captain
that he had not been cleared for take-off.
17 :06 :20 (Tenerife control tower) : Stand by for take-off, I will
call you.
17 :06 :20 (PanAm first officer) : And we're still taxiing down the
runway, the clipper one seven three six. Paths of both 747
Paths of both 747
Последние два сообщения были радио одновременно, и поэтому они слышали,
как долгие четыре второй высокий звук.Скорость KLM 747 увеличился.
Некоторые 1500 метров дальше, 747 PanAm еще рулили взлетно-посадочной
полосы.
17 :06 :25 (Tenerife control tower to the PanAm 747) - Roger alpha one
seven three six report when runway clear
17 :06 :29 (PanAm first officer) - OK, we'll report when we're clear
17 :06 :30 (Tenerife control tower) - Thank you
The KLM captain did not react. He may have misunderstood and thought
that the PanAm 747 had just cleared the runway.
17 :06 :32 (KLM first officer) – Is hij er niet af dan? {Is he not
clear then?}
17 :06 :34 (KLM captain) – Wat zeg je? {What do you say?}
17 :06 :35 (KLM first officer) – EstIs hij er niet af, die Pan
American? {Is he not clear that Pan American?}
17 :06 :36 (Angry KLM captain) – Jawel. {Oh yes. - Emphatic}
Areas where debris were found
Areas where debris were found
Между тем, PanAm аэробуса достиг четвертой рулежной дорожки. Вдруг
PanAm капитан увидел посадочных огней на KLM Boeing аппроксимативно 700
метров в тумане.
17 :06 :41 (PanAm captain) – (screaming) He’s coming… look… this son of
b**** is coming
17 :06 :41 (PanAm first officer) - (screaming)
The PanAm crew set full throttle to leave the runway as quickly as
possible, but it was too late. The KLM captain spotted the PanAm jumbo
jet on the runway:
17 :06 :47 (KLM captain) – Oh shit
Компьютерная
иммитация авиакатастрофы между двумя Boeing
747  Скорость КЛМ была более 270
км / час. Капитан увеличилмощность до полной для более быстрого взлета
успеть пройти выше другого 747. Нос поднялся больше положеного ,
поэтому хвост коснулся взлетно-посадочной полосы,
создавая искры,что еще и привело к потере скорости Самолет поднялся на
один метр над землей, но этого было
недостаточно.
350-тонные гиганты столкнулись. Колеса шасси голландского 747го  прошили правую сторону 747
PanAm. Правое крыло и топливные
баки были разорваны на части и,конечно, топливо воспламенилось. В 747
KLM в живых никого не осталось. В PanAm 747 несколько человек успели
выбежать из
горящего самолета. 64 человека, включая капитана, выжили из
396. Тепло от огня очистило километр от тумана вокруг места
аварии.
583
человек погибли в
авиакатастрофе. 64 человек выжили.
|
|